Outer Limbo

20:18 

Церковь и НГХ

Модо
Песни не отменить. Лета не избежать.
Народ, из-за большого завала в универе большой пост по НГХ откладывается. Буду пока кидать отдельные вещи, притом не мои.

Сегодня, к примеру, две заметки на тему церкви в Независимом Государстве Хорватия.

Одна - по католикам, уворована у замечательного ЖЖ-юзера alwin. Подпишитесь, у него очень много лично найденных архивных материалов и не только.

http://alwin.livejournal.com/72055.html

Степинац.

Кардинал Алоиз Степинац, организатор массовых убийств православных в апреле 1941 года, оказывается, беатифицирован римско-католической церковью. Я фигею.

Вот передача "Радио Мария", посвященная Степинацу:
http://www.radiomaria.ru/programs/a...s/Aloizij.shtml
Что ни фраза - то враньё.

У гитлеровцев между тем Степинац был на плохом счету. В секретной инструкции, составленной геспапо для офицеров вермахта перед вторжением в Югославию говорилось: (цитируем газету "Свет Евангелия") "Степинац представлял опасность для рейха не только по причине своей (далее цитируем документ гестапо) "англофилии, симпатии к евреям и непримиримости по отношению к немецкой агрессии", но и потому, что за ним стояло "более 6 миллионов прекрасно организованных верующих"".

Я о таком документе слышу впервые, честно говоря. Зато католическая "Неделя", выходившая под редакцией Степинаца, писала вот что:

"Господь, который вершит судьбы народов и держит в своих руках сердца королей, подарил нам Анте Павелича и призвал Адольфа Гитлера, вождя дружественного и союзного нам народа, дабы использовать свою победоносную армию для разгрома наших угнетателей и помощи нам в создании независимого государства. Да приумножится слава Господня, вечная благодарность Адольфу Гитлеру и беспредельная верность нашему поглавнику Анте Павеличу!"

Да и дальнейшие действия Степинаца не шли вразрез с декларацией. Именно он дал благословение на резню, начатую 13 апреля 1941 в Загребе, когда "человека расстреливали только потому, что он крестился тремя перстами и читал святое писание на кириллице". И так оно всё продолжалось и продолжалось до 1943 года, когда Степинац обратил наконец внимание, что "бьют не по паспорту, а по морде", точнее говоря, усташи режут сербов, не взирая на то, православный ли серб или перекрестился в католичество.

Тут "Радио Мария" радует нас новыми подробностями: Кого спасал и спас Алоизий Степинац? 60 жителей дома старчества Лавослава Шварца, укрыв их в церковных владениях. С помощью Ватикана - около 500 сербов и евреев из смешанных семей, несколько групп еврейских детей, еврейского раввина. Каритас по его распоряжению обеспечила убежищем более чем тысячу сербских детей, ставших сиротами в результате усташевских чисток, группу словенских священников. Чтобы спасти православных сербов, он соглашался на их крещение в католичество. Это была вынужденная мера. Но именно эту практику ему поставил в вину коммунист Тито в 1946 г. на судебном процессе, и недавно директор европейского центра Симона Визенталя по раскрытию гитлеровских преступлений Шимон Самуэльс в связи с намечающимся визитом Иоанна Павла II-го. Еврейская община в самой Хорватии подчеркнула, что кардинал Степинац заслуживает признания за то, что "при управлении усташей он отважился спасать евреев".

Итак, Степинац спас некоторое количество евреев (напомню, что в соседней Италии евреев вообще не трогали). А тысячу православных сербских детей он незатейливо перекрестил в католичество, при том, что убивать их родителей благословил именно он. Цинизм потрясающий: "соглашался на их крещение в католичество, чтобы спасти".

Да, еще он в 1943 году начал критиковать отдельные аспекты тогдашней государственной политики в таких вот словах: "Каждый человек, независимо от того к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые от него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть". Упоминания о вере тут нет, и это не случайно: до самого конца Степинац поддерживал проводимую политику геноцида православных. В частности, именно с его ведома был запрещен кириллический шрифт, закрыты православные школы, сербам предписывалось носить нарукавные повязки с литерой "Р" ("православный").

Геноцид по религиозному и национальному признаку разворачивался вовсю. Так, в городе Глина усташи уничтожили около двух тысяч православных сербов в здании церкви, после чего подожгли храм. Возле Двара священнику и семидесяти сербам, отказавшимся перейти в другую веру, перерезали горло, а тела сбросили в ущелье. В Широком Бреге студенты-католики устроили "соревнование", в результате которого были убиты более четырех тысяч сербов (победителем стал усташ, перерезавший горло 1360 сербам, за что удостоился специальной награды). В Ливно францисканский проповедник, обращаясь к своей пастве, заявил следующее: "Братья хорваты! Идите и режьте сербов, и прежде всего зарежьте мою сестру, которая вышла замуж за серба, а затем убивайте всех сербов подряд. Когда вы закончите, придите ко мне, я выслушаю ваши исповеди и дарую вам отпущение ваших грехов".

Обо всём этом Степинац знал и не реагировал никак.


Кардинал Алоиз Степинац официально был признан военным преступником Трибуналом по преступлениям фашизма в Югославии. Такой вот, понимаешь, НЕЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБВЕННЫЙ АРХИЕПИСКОП. Очень правильно статья называется.


Я в шоке, честно говоря.

Всего за время войны в Хорватии, считавшейся вроде как независиомй, в лагерях погибло около 40 тысяч евреев. На этом фоне поступки Степинаца, в 1943 году начавшего спасать евреев в предвидении победы союзников, смотрятся бледновато.

Не могу также не отметить, что Степинац не подвергался абсолютно никаким преследованиям во время правления усташей, да и вообще его еврейский вопрос волновал мало: в основном его заботило перекрещивание сербов в католичество. Методы у него только вот были такие, своеобразные. А беатификация его Иоанном-Павлом II вообще выходит за рамки моего понимания.

Да, а вот результаты деятельности усташей и Степинаца за время существования "независимой Хорватии": убито более полумиллиона сербов, около 300 тысяч под угрозой смерти обращенов католичество; точно число изгнанных в Сербию неизвестно, но более миллиона.

Более того: был создан особый орган, "Уред за рушенье православных цркава", который занимался православными храмами, взрывая их или обращая в католические. В частности, в Крижевацкой епархии не осталось ни одного православного храма из нескольких десятков. Из 577 человек православного духовенства на территории Хорватии 219 было убито, остальные большей частью бежали в Сербию.

2 апреля 1942 года была создана т.н. "Хорватская Православная Церковь", раскольническое образование, после войны самоликвидировавшееся без применения насильственных действий.

Была создана сеть концлагерей, в самом большом из которых - Ясеноваце - было уничтожено более 700 тысяч человек. Но для внешнего мира это были просто "рабочие лагеря", что подтвердил интернациональный комитет, посетивший эти лагеря в феврале 1942 г. В состав комитета вошли в основном представители Германии, был там и посланник Святого Престола - монсеньер Массучи. Этот "независимый" комитет подтвердил, что лагеря действительно являются рабочими и что там вполне приемлемые условия для жизни. Представитель Ватикана присоединился к этому заявлению.

И, наконец, еще порцияя фактов.

"До сих пор мы работали в пользу католической веры молитвенником и крестом, — поучал свою паству католический священник М. Могуш, — а теперь пришло время действовать ружьем и револьвером".

Директор вероисповедного отделения францисканец Юричев заявил: "Я уже очистил в некоторых областях все, начиная от цыпленка до старца, а если будет нужно, то же сделаю и здесь, так как теперь не грех убить и семилетнего ребенка, мешающего нашему усташскому строю".

Иезуит Филиппович в феврале 1942 г. во главе шайки усташей пришел в рудник близ г. Банья-Луки, по паспортам установил, что среди рудокопов было 52 православных и велел их всех перебить, а затем отправился в с. Дракулицы, где жили эти углекопы, и перебил здесь около 1500 человек, то есть всех жителей. Спаслась лишь одна женщина с пятью детьми.

Оригинальный метод окатоличения применил францисканец Иво Бркан в августе 1941 г. Из его прихода было отведено в лагеря около 500 православных сербов и, зная, что лагерь для православных обычно являлся лишь этапом для перехода в лучший мир, он потребовал от властей, чтобы ему было секретно сообщено о смерти всех отведенных, так как в таком случае около 500—600 оставшихся женщин будут вынуждены выйти замуж за католиков и таким образом и они сами и их семьи будут окатоличены.

В селах, около Мостара, католические священники в своих проповедях внушали народу, что серба убить не грех, так как теперь военное положение.

В Столачcком округе, где было перебито около 4000 невинных сербов, убийцами руководили два католических священника — Марко Зовко и Томас Илья. Последний в с. Клепец заставил многих православных перейти в католичество, причастил их и затем отправил в школу, где их всех до одного перебили усташи. "Вы ошибаетесь, — говорил он сербам, — если думаете, что мы переводим вас в католичество для сохранения вашего имущества, пенсии или платы. Не хотим мы спасать и вашу жизнь, а только ваши "души".

Справедливости ради следует сказать,ч то и католическое духовенство относилось к Степинацу неоднозначно. Так, в 1963 г. банялуцкий католический епископ Альфред Пихлер в рождественском послании к верующим сказал: "В этой стране во время последней войны наши братья православной веры погибли за то, что они православные. У тех, кто их убивал, в кармане лежало католическое свидетельство о рождении. Они назывались католиками. И эти христиане убивали других людей, тоже христиан, за то, что они не хорваты и не католики. Мы с болью признаём сию страшную ошибку тех заблудших людей, и просим братьев православной веры простить нам, как Христос простил всем".

Только вот никто не помнит Альфреда Пихлера, а Степинац беатифицирован.

(с) Alwin.

Так, а далее у нас статья скорее православного автора И. Горячева, статья, однако ж, интересная.

ХОРВАТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Независимое Государство Хорватия (НГХ) - марионеточное государство, созданное на территории оккупированной Югославии нацистами и хорватскими ультранационалистами - усташами. Глава усташей и НГХ - поглавник (вождь) Анте Павелич провозгласил программу создания "чистого пространства для жизни хорватов", которая предполагала уничтожение либо изгнание наиболее образованной части сербов, и перевод в католическую веру малообразованной части сербского населения, преимущественно крестьянства. После первых месяцев геноцида, когда по НГХ прокатились две волны террора и были уничтожены сотни тысяч сербов, а сто тысяч было изгнано, усташи потеряли возможность создавать "этнически чистое пространство" такими темпами. Это было связано с тем, что союзники хорватов - немцы и итальянцы стали проявлять недовольство политикой НГХ по отношению к инославным (то есть православным сербам). Германский военный представитель в НГХ генерал Эдмунд Гляйзе фон Хорстенау неоднократно докладывал в Берлин летом 1941 г. " о совершенно бесчеловечном обращении с сербами в Хорватии". Известны негативные отзывы даже офицеров СС, они, профессиональные каратели, ужасаются усташским злодеяниям. Но были и более прагматические причины для подобной позиции немцев. Они считали, и небезосновательно, что действия усташей вызывают вооружённые восстания сербов и ведут к широкомасштабной партизанской войне. Итальянские войска, расквартированные в НГХ, вообще снабжали сербских повстанцев - четников оружием и амуницией, как это было в случае с четнической Динарской дивизией, командиром которой был священник Момчило Джуич. Всю войну через границу с Италией, открытой для беженцев из НГХ, тянулись вереницы сербских и еврейских беженцев. В итальянской прессе начали появляться открыто враждебные союзному НГХ статьи. В этих условиях усташи были вынуждены хоть как-то маскировать геноцид сербского народа. Летом 1941 г. в НГХ зародилась система концлагерей. В самом знаменитом из них - Ясеноваце, за годы войны было уничтожено более 700 тысяч человек. Но для внешнего мира это были просто "рабочие лагеря", что подтвердил интернациональный комитет, посетивший эти лагеря в феврале 1942 г. В состав комитета вошли в основном представители Германии, был там и посланник Святого Престола - монсеньер Массучи. Этот "независимый" комитет подтвердил, что лагеря действительно являются рабочими и что там вполне приемлемые условия для жизни. Представитель Ватикана присоединился к этому заявлению.

Ещё одним методом уже не физического уничтожения был раскол единства православного населения, последующая уния и постепенная ассимиляция сербов. Для этих целей была создана Хорватская Православная Церковь (ХПЦ). Первое упоминание о проекте ХПЦ появилось в 1902 г. в одной загребской газете. Тогда эта церковь должна была избавить православных хорватов от необходимости посещать сербские церкви и дать им национальную церковь. Но из-за малочисленности православных хорватов этот утопический проект даже тогда не получил широкой поддержки. Но в НГХ этот проект был возрождён в несколько ином виде. Теперь предполагалось привлечь в эту церковь не хорватов (естественно, что с точки зрения усташей истинный хорват может быть только католиком), а переживших геноцид сербов, которые нуждаются в духовном окормлении. Необходимо заметить, что из 577 представителей православного духовенства на территории НГХ 219 были убиты, а большая часть оставшихся в живых изгнана в Сербию ещё весной 1941 г., поэтому паства, оставшаяся без духовного пастыря должна была, по расчётам усташей, потянуться в новую церковь в поисках поддержки. Так усташи надеялись посеять смуту среди сербов и расколоть их. С мелкими группами, разобщёнными, имеющими серьёзные религиозные противоречия, было бы справиться гораздо легче, чем с духовно единым народом, опирающемся в противостоянии зверствам усташей на свою веру.

Проектом создания ХПЦ занимался Отдел Веры министерства Обновления НГХ, в круг обязанностей которого входила также ликвидация православных церковных общин, церквей и обращение в католическую веру сербов. Этот отдел организовал в Загребе инициативную группу православных сербов, в состав которой вошёл один православный священник - Васо Шурлан из Земуна. Они составили прошение об основании новой церковной общины, и 3 апреля оно было отправлено в министерство Правосудия и Богословия. Отдел Веры работал слаженно и оперативно, поэтому уже в тот же день Анте Павеличем было подписано "Законное определение о Хорватской Православной Церкви". На основе этого определения министр Правосудия и Богословия Мирко Пук одобрил открытие первой общины ХПЦ. Вскоре, в церкви св. Преображенья в Загребе была проведена первая литургия, служил её Васо Шурман. Он же создал воззвание к православным сербам с призывом переходить в ХПЦ, которое было передано по радио, а затем и опубликовано. Начиналось оно словами: "Просим всех православных священников в помощь НГХ…" Сразу же после основания новой раскольничьей церкви к ней примкнул бывший чиновник патриаршей Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Хорватии Милош Оберкнежевич и ещё два православных священника из Панчева. Но ни у кого из них недоставало авторитета, чтобы возглавить ХПЦ. Человека, который подходил бы на пост первоиерарха новой церкви Отдел Веры смог обнаружить в монастыре Хопово, на Фрушкой Горе. Это был 80-летний архиепископ Русской Православной Церкви За Границей (РПЦЗ), бывший владыка Екатеринославский Гермоген (в миру Григорий Иванович Максимов). Именно он согласился возглавить раскол единства православных в НГХ и оторвать их от патриаршей СПЦ. Посредником между архиепископом и Отделом Веры был некий Миткевич, который в 1932 г. создал и возглавил Русское Трудовое Христианское Движение (РТХД). Эта организация занималась объединением различных групп русских эмигрантов на экономической основе и способствовала подъёму хозяйственного и политического значения русской эмиграции. Движение это, предназначенное действовать в русской среде, носило название христианского, а не православного и стремилось к объединению всех "русских" христиан независимо от их конфессиональной принадлежности. Истоки этого движения лежали в Женеве - центре протестантского экуменизма. Окончательно роль Миткевича в истории привлечения архиепископа Гермогена к сотрудничеству с усташами не выяснена, но ясно одно - этот человек помог совместить несовместимое - православного иерарха и воинствующую, носящую экстремистски - католический характер, усташскую власть. 29 мая 1942 г. поглавник Павелич уже принимал делегацию ХПЦ во главе с Гермогеном в своей резиденции. А 5 июня поглавник подписал устав ХПЦ, где именовал "преосвященного архиепископа Григория Ивановича Максимова Гермогена митрополитом загребской митрополии ХПЦ с резиденцией в Загребе". Уже 8 июня в церкви Св. Преображенья состоялось возведение Гермогена в сан митрополита, которое транслировалось по радио. Рукополагал Гермогена румынский патриарх Никодим. Там же Гермоген принёс клятву верности НГХ и поглавнику Анте Павеличу. Новая церковь пользовалась всемерной поддержкой властей, у неё не было недостатка в финансах, издавалась газета "Глас православия", но серьёзной проблемой ХПЦ оставалась практически полное отсутствие иерархов. Согласно уставу, ХПЦ делилась на четыре епархии, но из-за отсутствия иерархов, Гермоген был вынужден назначить туда архиерейских наместников. Все они были русскими эмигрантами. Единственный епископ ХПЦ - Спиридон Мифка был возведен в сан в августе 1944 г. Хиротония проходила в присутствии посланника румынского патриарха Никодима - Виссариона Пуджи. Вскоре ХПЦ признала русская церковная община и казачий атаман г. Сараева. Это была первая организация, которая признала ХПЦ. 27 июля 1942 н. Через МИД НГХ Гермоген получил признание из Стамбула от Вселенского Патриарха. Постепенно пришло признание всех православных церквей, находящихся либо под оккупацией, либо под влиянием стран "Оси" как союзнических держав. Но признание это не было каноничным, что в полной мере сознавали как в ХПЦ, так и в установивших с ней связь православных церквах.

Основными задачами ХПЦ было способствование "похорвачиванью" сербов, привлечение как можно большей части верующих на свою сторону и последующее заключение унии с Римом. Но за ХПЦ верующие не пошли, при всей поддержке НГХ они остались верны патриаршей СПЦ, и к 1944 г. было создано всего 65 приходов, причём 1/3 священников в этих приходах была из русской эмиграции. Уния так и не была заключена.

После того как сообщение о поставлении Гермогена достигло Св. Синода СПЦ, тот признал ХПЦ не каноничной. Все священники, пошедшие за ХПЦ должны были лишиться сана и подвергнуться церковному суду. Не обладая былой мощью, ХПЦ была вынуждена ограничиться жалобой митрополиту Анастасию - главе РПЦЗ, на действия члена возглавляемого им синода. И на архиерейском суде Гермоген был осуждён, как нарушающий права Сербской патриархии и исключён из состава архиерейского синода РПЦЗ.

В середине ноября 1942 г. состоялась Скупщина в Сербской Ясеници (на освобождённой партизанами территории НГХ), где "военные священники" СПЦ из партизанских отрядов в своём послании осудили основание ХПЦ как обычную "усташскую творевину". От рук партизан и погиб Гермоген в самом конце войны. Когда советские войска приближались к Загребу, митрополит Гермоген, уступая просьбам своей паствы, согласился покинуть город. Но его автомобиль захватили партизаны и старца-владыку вместе с сопровождающим зверски убили. А по другой версии, после освобождения Загреба, Гермоген был арестован и осуждён вместе с Алоизием Степинацем. Но Степинац получил шестнадцать лет, отсидел два года в комфортных условиях и вышел на свободу, а Гермоген был казнён вместе с настоятелем храма Св. Преображенья в Загребе.


Хорватская Православная Церковь, не оставив практически никакого следа, прекратила своё существование вместе с НГХ. Милош Оберкнежевич сумел бежать вместе с усташами и в 1979 г. издал в Западной Европе книгу "Развитие православия в Хорватии и ХПЦ".

Заключительным актом в истории ХПЦ стало заседание Св. Архиерейского Синода СПЦ 27 марта 1946 г., где обсуждалось влияние ХПЦ на души верующих и методы ликвидации этого влияния. После этого о ХПЦ забыли на долгие годы. Тема ХПЦ, как и всё, связанное с гражданской войной в годы второй мировой войны на территории Югославии, коллаборационизмом, религиозном и национальном противостоянии, была запретной в титовской СФРЮ. Лишь в конце 80-х начале 90-х годов в югославской историографии стали появляться сведения о ХПЦ, но они были весьма краткими и подавались в такой форме, будто все прекрасно осведомлены о существовании и об истории ХПЦ, а поэтому и останавливаться на этом не стоит.

Опубликовано: НГ-религии 22 августа 2001 г.

Поглавник и Гермоген. Май 1942.



7 июня 1942 года. Церковь Св. Преображения, Загреб. Представитель Павелича Йозо Думанджич зачитывает постановление поглавника, объявляющее Гермогена митрополитом Загребским и всей Хорватской Православной Церкви.



Гермоген, там же и тогда же.



Леагерь Пречко, окрестности Загреба. Присяга домобранов православного исповедания. Кстати, отлично виден флаг.



http://www.vojnik.org/hpc.htm


URL
Комментарии
2006-12-28 в 06:14 

Not particularly good at being a high-functioning adult, but totally okay with that.
Какая мерзость все эти религиозные институты.
Спасибо за инфу, очень интересно! Еще хочу! :)

2006-12-28 в 13:02 

Сомневатель нравственной парадигмы и расшатыватель моральных устоев.
Человека, который подходил бы на пост первоиерарха новой церкви Отдел Веры смог обнаружить в монастыре Хопово, на Фрушкой Горе. Это был 80-летний архиепископ Русской Православной Церкви За Границей (РПЦЗ), бывший владыка Екатеринославский Гермоген (в миру Григорий Иванович Максимов). Именно он согласился возглавить раскол единства православных в НГХ и оторвать их от патриаршей СПЦ.

И почему я совсем не удивился?

А СС-совске дивизии из босняков только мирных жителей резать и могли, а как подошла РККА, немцам пришлось их распустить.

Вот тут можно посмотреть их знаки различия.

Особенно танковые войска со званиями до генерал-лейтенанта.
Сколько, интересно, у них было танков, два?

2006-12-28 в 13:10 

Модо
Песни не отменить. Лета не избежать.
Scorpion Dog

Так то из босняков. Хорватские же бойцы, хоть и гады пронемецкие, дрались так, что за это их уже можно уважать. Про это - следующий пост будет, про хорватских добровольцев на Восточном фронте. И про "сколько танков", и про прочее.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная